#
Газета Бабушкины рецепты
121353, ул. Беловежская, д.17 кв.91

Телефон редакции газеты 8 499 144 16 71

Магазин 8 800 770 03 72

Войти / Регистрация

время работы

с 10 до 17.30

По вопросам рекламы

info@br-online.ru

Как быть и что делать - наши извечные вопросы

Два человека погибли в результате стрельбы и захвата заложников в московской школе № 263, в столичном районе Отрадное. Один из старшеклассников, вооруженный винтовкой, ворвался в класс, где проходило занятие, и застрелил 30-лет- него учителя географии. Трагедия повергла всех в шок. Как такое могло случиться? Почему? Что произошло и что толкнуло юношу — отличника, «без пяти минут» золотого медалиста, на такой ужасный во всех отношениях поступок? Как оружие могло попасть в руки ребенка? Наконец, куда смотрели родители? Вопросов больше, чем ответов. На них будет отвечать следствие.

«Что-то на ребёнка нашло. Дети — они ранимые. Нельзя сильно жать. У некоторых это самоубийством заканчивается, у других, как в Отрадном — убийством. Что-то ж случилось, что запустило пусковой механизм?»

Марина Витальевна Пястрова, бабушка двух внуков. Крым.

«Почему наши дети стали такими жестокими? Где кроется проблема? В семье? В школе?

Может в каждом из нас уже заложено что-то такое, и ни воспитанием, ни окружением это не изменить?»

Лидия Миронова, пенсионерка, г. Ковров.

«Последствие любого конфликта — стресс. Его неприятные признаки — повышенная возбудимость, невозможность сосредоточиться, а затем чувство беспричинной усталости проявляются мгновенно и видны невооруженным глазом.

Что мы упускаем и кто виноват?»

Виталий Иванович Егоров, педагог с 40-летним стажем. Пермь.

Целый поток писем пришел в редакцию «Бабушкиных рецептов» по этому поводу. Обеспокоенные бабушки, дедушки, мамы и папы размышляют о том, как не допустить подобного. Но больше, конечно, интересуются, что делать и как быть, чтобы подобное не происходило. Почему один ребенок ведет себя спокойно и уравновешенно, а другой, напротив, вечно торопится, нервничает, выражает агрессию, всех задирает... Мы, со своей стороны, попытались ответить на некоторые из ваших вопросов. Для этого обратились к педагогам, психологам, невропатологам и многим другим специалистам, к простым людям, у которых большой и положительный опыт в воспитании подрастающего поколения. Думается, уважаемые наши читатели, что вам будет небезынтересно, а в некоторых случаях и полезно, узнать о некоторых специфических моментах в воспитании и психологии человека.

Каждый из нас — это уникальная личность, а наше сознание — сложнейший механизм, таящий свои секреты в самых потаённых уголках. Но, тем, не менее, всех нас можно разделить на определенные психотипы, которые в какой-то мере и определяют наши поступки, отношение с окружающими, положение в обществе и много чего другого. Не будем глубоко вдаваться в подробности, это сфера специалистов и нам совсем не нужны витиеватые фразы и специфические термины, однако, основные направления обозначим. Возможно, нам они и пригодятся для понимания своих детей, окружающих нас людей и, в конечном счете, самого себя.

Итак, начнем. Так уж задумано природой, что мы рождаемся с определенным набором индивидуальных особенностей. Нравится нам это или нет, но здесь, как говорится, не попишешь — достаются они нам по наследству. Однако не стоит отчаиваться и думать, если уж наши предки были не талантливыми, обормотами, никчемными людьми, грубиянами, то и мы станем такими же. К счастью, врожденной считается только основа нашего характера — темперамент. Все остальные черты человека поддаются развитию, воспитанию, формированию. Но, именно темперамент определяет особенности поведения, преобладание в организме человека определенных психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью. И именно от темперамента человека очень многое зависит в жизни. Например, быстрота восприятия, скорость мышления, темп и ритм работы, обучения, да и в целом, жизни.

Одна из наиболее распространенных классификаций типов темперамента нам всем хорошо известна: флегматик, сангвиник, холерик и меланхолик.
Человек — флегматик неспешен, невозмутим, у него практически всегда «ровное» настроение, он не проявляет бурно свои эмоции и чувства. Упорный и настойчивый в работе, спокойный и уравновешенный.
Человек — холерик — быстрый, порывистый и совершенно неуравновешенный. У него резко меняется настроение, часты эмоциональные вспышки. Такие люди обладают огромной работоспособностью. Они быстро увлекаются, но не умеют распределять свои силы и быстро истощаются и охладевают к действу.

Пожалуй, самый приятный темперамент у сангвиника. Человек активный, «горячий», подвижный, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно, если же работа не интересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.

И последний темперамент — меланхолик. Человек, склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он очень впечатлителен, эмоционально раним.

Но, тем не менее, психика человека остается по сей день самым сложным объектом для изучения. Даже сами ученые-психологи расходятся во мнениях. Ну, а нам что делать? Будем разбираться согласно своим ощущениям и, пусть малым, но знаниям.

Очень верно, на наш взгляд, сказал известный индийский духовный лидер, философ и проповедник Ошо: «Все попытки ума понять жизнь обречены на провал, потому что все эти понимания временны. Сегодня вы так понимаете жизнь, через месяц — иначе, через десять лет — совершенно по-другому. Жизнь — это таинство, а таинство нельзя понять, его можно только прожить».

Да уж, как гласит известная поговорка — жизнь прожить — не поле перейти. Учимся путем проб и ошибок. Ну, а что же посоветовать тем, кто в панике вопрошает: мой ребенок плаксив, нестабилен, порой агрессивен — это норма или стоит обратиться к специалисту?

Отвечаем. Детская возбудимость, слезливость и эмоциональная нестабильность — это нормально, так как психика ребенка еще не восстановилась. Незначительный для нас с вами повод может стать для ребенка настоящей трагедией. Ребенок с помощью слез реагирует на все негативные моменты в его жизни, это его выражение эмоций, которые он еще не научился сдерживать. Но дети также неожиданно и быстро умеют переключаться, в мгновение, забывая о слезах.

Поэтому первое, что стоит посоветовать родителям — относитесь к детским слезам спокойнее. Чем младше ребенок, тем чаще он выражает свои негативные эмоции именно слезами.

Если вы замечаете, что ребенок плачет слишком часто и много (хотя бы на фоне сверстников), то здесь может быть несколько причин. В первую очередь, речь может идти о темпераменте или индивидуальных особенностях нервной системы вашего ребенка. Каждому из нас от природы дана слабая или сильная нервная система. Люди со слабой нервной системой и во взрослом состоянии отличаются повышенной чувствительностью и ранимостью. У детей же они выражены более ярко — ребенок с первых дней жизни отличался повышенной возбудимостью, плохо спит и часто плачет. Кроме того, вы можете заметить, что ребенок болезненно реагирует на грустные эпизоды в мультфильмах, страшные сказки, плохо переносит крик и шум.

Частой ошибкой родителей является то, что они пытаются побороть слезливость такого ребенка-меланхолика, призывая его не плакать и даже иногда высмеивая слезы, особенно, если речь идет о мальчике. На деле же такое воспитание оборачивается тем, что к природной слезливости добавляется неуверенность ребенка в себе, неприятие себя. Со временем психика ребенка укрепится, и он будет более стабилен в своих эмоциях. Весьма полезно в общении с ребенком сознательно акцентировать его внимание на хороших сторонах жизни, ненавязчиво переводить разговор с «плохого» на «хорошее». Мы же взрослые и нам это, согласитесь, под силу!

Если плаксивость у ребенка проявилась неожиданно, то причину, в первую очередь, стоит искать в наличии какого-то хронического стресса. Это может быть адаптация к детскому садику или школе, развод родителей, конфликты в семье, проблемы со сверстниками — все это ослабляет нервную систему ребенка, делая его возбудимым. Слезы — это все-таки следствие. В данной ситуации важно увидеть истинную причину внутреннего напряжения ребенка и преодолевать ее вместе. Нередко ребенок становится нестабильным и плаксивым в период возрастных кризисов. Как говорят специалисты, это происходит в один год, три года и в семь лет. Поэтому тот, кто говорит — «перерастет», в какой-то мере, прав.
Будьте внимательны к своему ребенку! Уважайте его мнение! Прислушивайтесь к его ощущениям! Любите его, и все будет хорошо. Чтобы не говорили, но главное воспитание ребенок все-таки получает в семье, дома. Он учится, глядя на нас и впитывая то, что мы ему преподнесем. Читайте детям «правильные» книжки и давайте смотреть «правильные мультфильмы». Как-то Уолт Дисней — американский мультипликатор, так любимых нашими детьми мультфильмов «Микки Маус», «Белоснежка и семь гномов» и многих других, сказал — «Воспитывайте своих детей на русских сказках. Это правильные мультфильмы».

Ну и раз уж мы обратились к «великим», то, думаю, не лишним будет еще раз вспомнить слова нашего известного воспитателя и педагога — Антона Семеновича Макаренко. Однажды к нему пришла молодая пара и спросила: «С какого возраста нужно начинать воспитывать детей?» Макаренко в свою очередь спросил у молодых людей:
— Сколько лет вашему малышу?
— Две недели, — ответили молодые люди.
— Вы опоздали ровно на две недели — прозвучал ответ педагога.
Впрочем, эту историю рассказывают и с другими действующими героями, но, ведь ее суть от этого не меняется. Чем раньше будет начат процесс воспитания, тем более полноценным в итоге он окажется и, в результате, меньше придется потом «работать над ошибками».

Мы желаем вам и вашим близким стабильности и здоровья! А тему мы продолжим, очень уж интересна и многообразна она. Было бы здорово, если бы вы, дорогие наши читатели, поделились с нами своим опытом в воспитании подрастающего поколения. Рассказали о том, как вы сами справляетесь со сложными ситуациями. Каков ваш психотип и темперамент, какое влияние на вашу жизнь он оказывает, как вы справляетесь с затруднительной ситуацией. Поговорим?

Татьяна Коваль, г. Москва