Газета Бабушкины рецепты
121353, ул. Беловежская, д.17 кв.91

Телефон редакции газеты 8 499 144 16 71

Магазин 8 800 777 6179

Войти / Регистрация

время работы

с 10 до 17.30

По вопросам рекламы

info@br-online.ru

Авиценна – средневековый гений медицины

Дорогие читатели, мы продолжаем серию статей о знаменитых врачевателях прошлого. И темой сегодняшнего материала является судьба и деятельность еще одного известного средневекового целителя – Авиценны (он же – Ибн Сина; 980-1037 гг.), восточного философа и ученого, оставившего множество научных трудов. Как и многие медики, люди особого склада ума, приравнивавшиеся в старину к мудрецам, Авиценна очень скоро получил признание и уважение властителей и долгое время работал у султанов не только как врач, но и как визирь-советник.

Авиценна рос в атмосфере религиозной семьи и с детства проявлял незаурядные способности – к десяти годам знал наизусть весь Коран. Мало кто может похвастаться этим даже сегодня. В школе он был самым маленьким, но самым уважаемым учеником. А в 14 лет начал самостоятельное обучение: он с легкостью осваивал разные науки (даже сносно музицировал), но камнем преткновения стал для пытливого подростка труд древнегреческого мыслителя Аристотеля - «Метафизика». Наконец-то юноша столкнулся с тем, что его разум никак не мог постичь до конца. И только комментарии к «Метафизике» другого известного мудреца, Аль-Фараби, помогли Авиценне продвинуться дальше. Уже в юном возрасте Авиценна стал практиковать медицину и в 16 лет был приглашен лечить самого эмира Бухары. Позднее, некоторое время он работал у правителей Хорезма, где за успехи во врачевании его называли «князем врачей». Однако, не ко всем правителям Авиценна охотно шел работать – так, он отказал самому султану Махмуду Газневи, за что врачу пришлось пережить несколько лет скитаний.

В начале XI века Авиценна остановился в Хамадане, где за успешное лечение эмира Шмас-ад-Давла получил должность визиря. Многим не нравилось, что рядом с капризным правителем появился мудрый советник. Враги строили козни, и эмир выгонял Авиценну, но потом, когда наступал очередной приступ болезни, правитель был снова и снова вынужден призывать к себе талантливого медика. После смерти эмира врагам даже удалось посадить Авиценну в заточение почти на полгода. Но вскоре врачеватель снова оказался у власти – стал служить советником и врачом в Исфахане у другого эмира, Ала-ад-Давла. Наконец, наступили более-менее стабильные годы в жизни персидского ученого и философа, и он закончил множество своих замечательных работ, среди которых были «Канон врачебной науки» и «Книга исцеления». Интересно, что ушел из жизни Авиценна от того, что не смог вылечить себя от приступа желудочной болезни. Но перед смертью успел продиктовать незнакомцу завещание, в котором отпускал всех своих рабов, вознаградив их, и просил раздать все свои богатства нищим.

Обратим внимание на труды по медицине, оставленные Авиценной. Самые известные его работы: собирающая знания древних греков, персов и арабов медицинская энциклопедия «Канон врачебной науки» (в ней заключаются важнейшие сведения о многих тяжелых заболеваниях, например, оспе, холере, чуме, проказе; описываются лекарственные препараты, больше половины которых – растительного происхождения); об особенностях диагностики заболеваний сердца и его лечения мыслитель написал в книге «Лекарственные средства»; заслуживают также внимания симпатичный трактат «О пользе и вреде вина», глубокий «Трактат о пульсе», а также чрезвычайно интересный «Трактат о сексуальной силе» и многие другие. Мистическим ореолом окружены такие работы Авиценны как «Книга о любви», «Книга о сущности молитвы», «Книга об избавлении от страха смерти», «Книга о предопределении». Авиценна был также сторонником лечебной гимнастики, развития дыхательной системы посредством упражнений, закаливания водой и массажа.

А еще этот удивительный человек был поэтом. Вот, как звучал его голос на склоне лет:

«От праха черного и до небесных тел
Я тайны разгадал мудрейших слов и дел.
Коварство я избег, распутал все узлы,
Лишь узел смерти я распутать не сумел».

Приведем несколько общих наблюдений и пару рецептов Авиценны в нашей сегодняшней статье (тематически собранные рецепты мы планируем опубликовать для вас позднее).

Авиценна считал настоящим искусством умение человека сохранить здоровье. Врач определял семь факторов этого умения следующим образом: «1) уравновешенность натуры; 2) выбор пищи и питья; 3) очистка тела от излишков; 4) сохранение правильного телосложения; 5) улучшение того, что вдыхается через нос; 6) приспособление одежды; 7) уравновешенность физического и душевного движения».

Обезболивающие средства из трактатов Авиценны:

«разрыхляющие лекарства относятся к средствам, которые понемногу разгоняют боль; таковы, например, льняное семя, укроп, донник лекарственный, ромашка, семена сельдерея, горький миндаль, а также всякое горячее по природе средство в первой степени действия, особенно, когда при этом есть нечто обволакивающее, как, например, камедь <смола, вытекающая из поврежденной коры> сливы, крахмал, шафран, ладан, лекарственный алтей, капуста, рапс и отвар из них, а также жиры, свежий иссоп и масла упомянутых растений».

Средства от мигрени:

«к числу полезных от горячей мигрени средств относится настой сабура <затвердевшего сока алоэ, добытого путем выпаривания> в соке цикория, упомянутый в Фармакопее; на один раз дают выпить от одной до шести укий <укия – мера веса, равная 25,5 г>»;

«прикладывай к вискам вызывающее онемение средство из коры луффаха <мандрагоры>, укропа, белены и камфоры и охлаждай болящее место известными тебе веществами, упомянутыми в основных правилах <…> Шафран относится к числу мазей, которыми мажут лоб страдающих мигренью. Им помогает также лекарственная повязка, приготовленная из руты и мяты с чернилами и розовым маслом или употребление лекарственной повязки из костянок лавра и листьев руты – того и другого по одной части, горчицы - пол части, все это смешивают с водой и употребляют».

Рецепт для путешествующих – как сохранить цвет кожи:

«лицо надо обмазать липкими веществами, которые обладают склеивающими свойствами. Они суть такие, как слизь блошного подорожника, слизь астрагала, распущенный в воде трагакант <подсохшая камедь некоторых растений из рода астрагала>, растворенная в воде аравийская камедь, яичный белок <…>».

Ну и на закуску, рецепты напитков, замедляющих опьянение, от Авиценны:

«Берут одну часть сока белой капусты, одну часть сока кислого граната и полчасти уксуса, кипятят и пьют по одной укии <25,5 г> до вина.

Другое средство: берут по хаббе <0,071 г> соли, руты и черного кумина, сушат все это и принимают в виде пилюль».

И отрезвляющее средство: «три раза подряд ему (пьяному) дают пить воду с уксусом или творожной сыворотки и кислое молоко; кроме того (ему дают) нюхать камфару и сандаловое дерево или же мажут ему голову такими охлаждающими и отвлекающими средствами, как смесь розового масла с винным уксусом».

До встречи в следующих публикациях!