Газета Бабушкины рецепты
121353, ул. Беловежская, д.17 кв.91

Телефон редакции газеты 8 499 144 16 71

Магазин 8 800 777 6179

Войти / Регистрация

время работы

с 10 до 17.30

По вопросам рекламы

info@br-online.ru

Светоч европейского Средневековья: лекарь Парацельс

Уважаемые читатели, продолжаем публикацию статей из серии «История медицины». И на этот раз интересующей нас персоналией станет всемирно известный средневековый лекарь швейцарско-немецкого происхождения Парацельс (от лат. - Paracelsus). Но это не настоящее имя великого медика – его звали Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм. Псевдоним «Парацельс» дословно обозначает – «Превзошедший Цельса»: здесь необходимо пояснить – новое имя Гогенгейм дал себе сам, считая одним из величайших врачей древности римлянина Авла Корнелия Цельса, жившего в 1 веке до н. э. и оставившего после себя около 20-ти замечательных трактатов по медицине (гигиене, диететике, терапии, хирургии и патологии). Не без оснований Гогенгейм считал, что превзошел в медицине своего кумира. Особенно в деле приготовления лекарств (ятрохимии).

Знаменитый алхимик и врач, Парацельс родился и умер в сентябре (1493-1541 гг.). И отец и мать Теофраста - небогатые дворяне, - трудились в сфере медицины: отец был врачом, а мать – медсестрой в аббатстве. Поэтому уже в юности мальчик получал глубокие, подкрепленные практикой знания в сфере врачевания. В 16 лет Гогенгейм сначала отправился учиться в Базельский университет, потом продолжил практику у аббата Иоганна Тритемия – известнейшего на то время адепта магии, алхимии и астрологии, - и, наконец, получил степень доктора медицины в университете в Ферраре. Бесконечно любя людей и чувствуя в себе потребность служить им, спасать их от многочисленных страшных болезней, Парацельс не остался жить в Ферраре, где мог бы разбогатеть, поскольку уже тогда являлся выдающимся медиком. Он выбрал для себя путь странствующего врача, и с 1517 года отправился по городам и селам Европы. Он обошел практически всю Францию, Англию, Шотландию, Испанию, Италию, Португалию, Скандинавские страны, Польшу, Литву, Пруссию, Венгрию, Трансильванию, Валахию, государства Апеннинского полуострова (ходили слухи, что он побывал в Северной Африке, Палестине, Константинополе, в России и даже в татарском плену). В своих странствиях Гогенгейм собрал много полезных сведений, причем не только от врачей, хирургов и алхимиков, но и палачей, цирюльников, пастухов, евреев и цыган, повитух и предсказателей, погонщиков скота и бродяг. Все врачи того времени преклонялись перед Парацельсом, а некоторые считали, что он владеет Философским камнем. Были и завистники, ставшие в итоге причиной смерти гения медицины.

Десять лет (с 22-х до 32-х лет), всю свою золотую молодость великий гуманист Парацельс провел в скитаниях, врачуя, преподавая в университетах, обрастая новыми знаниями. Наконец, он вернулся в Германию (стал городским врачом Базеля, а также профессором физики, медицины и хирургии), где окончательно зарекомендовал себя величайшим из врачей, произведя несколько абсолютных исцелений чрезвычайно тяжелых больных. Особенно важным было то, что когда Парацельса пригласили читать лекции по медицине в Базельский университет, он согласился, но курс лекций стал читать на родном для студентов языке – немецком, а не на чуждой и не всегда понятной латыни (как это было принято в то время). Такое мог себе позволить только Парацельс! Он преподавал, невзирая на чужие мнения, заслуживая аплодисменты студентов и ужасая своих ортодоксальных коллег тем, что нарушал установленный обычай учить только тому, что можно надежно подкрепить устоявшимися, общепринятыми свидетельствами, независимо от того, было ли это совместимо с разумом. За эту смелость и бескомпромиссность он вскоре был отлучен от академии к великому сожалению студентов. Завистливые коллеги попытались оболгать Парацельса, называя его мошенником. В ответ на это Парацельс попросил городской совет г. Нюрнберга доверить ему лечение нескольких пациентов, чьи болезни считались неизлечимыми. К нему направили несколько больных слоновой болезнью, которых он излечил за короткое время, не прося никакой платы. Свидетельства этого можно найти в городском архиве города.

Между прочим, именно Парацельс первым описал причины и природу силикоза - болезни горняков. Известнейшими его работами считаются «Парагранум» (1535) и «Парамирум» (1532), а также «Лабиринт заблуждающихся медиков» (1533), «Хроника Картинии» (1535) и несколько трактатов: «Философия» (1534), «Потаенная философия» (1533), «Великая астрономия» (1531), «Книга о нимфах, сильфах, пигмеях, саламандрах, гигантах и прочих духах» (1536).

Последние годы жизни Парацельс провел в Зальцбурге. Там он, наконец, смог увидеть плоды своих трудов и обрести славу. Но умер талантливый медик сравнительно молодым – в 48 лет в маленьком номере гостиницы «Белая лошадь». Обстоятельства его смерти до сих пор не ясны, но самые последние исследования подтверждают версию его современников, согласно которой Парацельс во время званого обеда подвергся вероломному нападению бандитов, нанятых кем-то из его врагов-лекарей, и в результате падения на камень проломил череп, что спустя несколько дней и привело к смерти. Немецкий врач С. Т. фон Земмеринг обследовал череп Парацельса, который благодаря его необычному строению невозможно спутать ни с каким другим, и заметил трещину, проходящую через височную кость. Такая трещина могла возникнуть только при жизни Парацельса, поскольку кости твердого, но старого и высохшего черепа нельзя было бы разделить подобным образом.

Сегодня мы можем посетить могилу знаменитейшего из врачей, где стоит также памятник ему. На основании памятника имеется надпись: «Здесь лежит Филипп Теофраст звания Доктор Медицины, что те многие язву, проказу, подагру, водянку и некоторые неизлечимые заразные болезни тела чудесным искусством излечил и распределением и отдачей своего имущества бедных почтил. В год 1541, в 24-й день сентября, сменил жизнь на смерть». Под этой надписью виден герб Парацельса в виде серебристого луча, на котором расположены один за другим три черных шара, а внизу стоят слова: «Мир живым, вечный покой умершим».

Учение Парацельса основывалось на изученных им еще в юности трактатах Аристотеля, Галена, Гиппократа и Авиценны. Врач считал, что живые организмы состоят из тех же ртути, серы, солей и ряда других веществ, которые образуют все прочие тела природы; когда человек здоров, эти вещества находятся в равновесии друг с другом; болезнь означает преобладание или, наоборот, недостаток одного из них. Одним из первых Парацельс начал применять в лечении химические средства. Именно ему принадлежит фраза: «Всё есть яд, и ничто не лишено ядовитости; одна лишь доза делает яд незаметным». По Парацельсу, человек (который является пятой, истинной сущностью мира) производится Богом из «вытяжки» целого мира и несёт в себе образ Творца. Не существует никакого запретного для человека знания, он способен и, согласно Парацельсу, даже обязан исследовать все сущности, имеющиеся не только в природе, но и за её пределами. И, кстати, производя множество химических опытов, именно Гогенгейм дал название цинку (слово, вероятно, восходит к нем. Zinke - «зубец», - поскольку кристаллиты металлического цинка похожи на иглы).

О прославленном докторе написано немало книг. Вы можете встретить его имя в известной книге Мэри Шелли «Франкенштейн», романе братьев Вайнеров «Лекарство против страха», сочинении Х. Борхеса «Роза Парацельса», романе С. Моэма «Маг», о нем слагают песни и снимают фильмы. И до сих пор медики всего мира обращаются вновь и вновь к трактатам великого гуманиста и борца за человеческие жизни.

Продолжение в следующем номере.